Психология

Радость дарения длится намного дольше радости получения

Счастье, которое мы чувствуем после определенного события или действия, уменьшается с каждым последующим повторением этого события. Это связано с механизмом так называемой гедонистической адаптации, когда даже после пиковых радостных переживаний, психика быстро возвращается в свое привычное состояние. Но, кажется, психологи нашли исключение из этого правила. Радость от бескорыстного дарения длится намного дольше, чем можно было подумать.

Психологи из Северо-Западного университета и Школы Бута Чикагского университета совместно провели два эксперимента. В одном эксперименте испытуемые студенты получали 5 долларов ежедневно в течение 5 дней. В результате случайного распределения половине участников была дана инструкция потратить деньги на себя, а другой половине — на кого-то другого, неизвестного (например, оставляя деньги в коробке для чаевых или делая пожертвования на благотворительность). В конце каждого дня участники размышляли о своем опыте расходования средств и оценивали свой уровень счастья.

Данные, полученные от 96 участников данного эксперимента, показали выраженную закономерность. Все участники начали с похожего уровня счастья (получить просто так 5 долларов на покупки было ничуть не менее приятно, чем потратить их). Зато потом возникло расхождение. Те, кто получал деньги, сообщили о постепенном и устойчивом снижении счастливых эмоций в течение эксперимента. Однако счастье не покидало тех, кто раз за разом отдавал деньги другому. Радость от дарения в пятый раз подряд была столь же сильной, как и в самом начале.

Итак, в первом эксперименте участники получали «указание сверху» насчет расходования средств. Но изменится ли что-нибудь, если люди будут принимать решение самостоятельно? Психологи провели второй эксперимент. Здесь 502 участника сыграли 10 раундов некой игры в слова. Они выигрывали за раунд по 0,05 доллара, которые на свое усмотрение либо оставляли себе, либо жертвовали на благотворительные цели по выбору. После каждого раунда участники рассказывали о том, в какой мере победа заставляла их чувствовать радость и заряд энергии. И снова ощущение счастья у тех, кто отдавал свои выигрыши, снижалось гораздо медленнее, чем у тех, кто не хотел делиться.

Дальнейший анализ исключил некоторые потенциальные альтернативные объяснения, где учитывались дополнительные влияющие факторы вроде «кому дарить», «как долго размышлять над выбором» и прочее. По словам психологов, они рассмотрели множество вариантов и количественно оценили более десятка из них. Но ничто не смогло существенно повлиять на главный вывод о том, что радость дарения не иссякает или  продолжается намного дольше, чем удовольствие от приобретения.

Широко распространено мнение о том, что если мы давно не чувствовали себя счастливыми, то нам необходимо купить или испытать что-то новое. Однако исследователи говорят, что, похоже, нашли более надежный способ вернуть радость жизни — начать не поглощать, а отдавать, будь то пожертвования на благотворительность, работа в волонтерских отрядах или просто подарки близким людям.